«Мой ребенок – будущий первоклассник».

Шевченко Е.В., педагог-психолог

 

Поступление ребенка в школу всегда является переломным моментом в его жизни. Это естественно. Ведь дело не только в том, что первокласснику придется ежедневно выполнять достаточно трудную и непривычную работу на уроках. Даже дома вся жизнь маленького ученика подчинена строгим требованиям школы. Интересы семьи, забота родителей концентрируются вокруг вопросов, касающихся обучения ребенка, его успехов и неудач, поведения в классе, общения со сверстниками и педагогами.

Родителей волнует вопрос, как подготовить ребенка к новому этапу его жизни. Суть такой подготовки не всегда достаточно правильно понимается семьей ребенка. Чаще всего все сводится к обучению чтению и счету. Конечно, ни одному учителю не помешает, если ребенок пришел читающим, умеющим считать, но если он читает отрывисто, монотонно, пишет с ошибками печатными буквами несколько слов, числовой ряд заучил до ста, но не соотносит однозначное число с количеством предметов, это серьезно скажется на последующей учебной деятельности школьника. Обучение грамоте и счету не является обязательным при подготовке к школе. Это работа учителя.

Главная задача родителей – создать внутреннюю готовность ребенка к школе, к основному виду деятельности будущего первоклассника – обучению. Это необходимо для того, чтобы маленький ученик мог быстро, достаточно легко, без переживаний, войти в новый образ жизни, привыкнуть к требованиям школы, к новому стилю и ритму ежедневного существования.

Поступление в школу для ребенка должно быть радостным событием. Создать такое настроение у будущего первоклассника очень важно. Всем известно: если человек чего-то хочет, к чему-то стремится, он добивается желаемого, и трудности его не пугают, ведь на помощь всегда придет чуткий и добрый учитель. Развивайте у ребенка познавательные интересы. Больше общайтесь с ним, выясните:

— что знает о школе (ребенку надо помочь сориентироваться в новом мире);

— есть ли друзья, заботится ли о них, дорожит ли этой дружбой;

— любит ли помогать вам и другим взрослым;

— как ведет себя при общении с окружающими;

— чем увлекается;

— чем не любит заниматься;

— что радует, а что огорчает вашего ребенка;

— как преодолевает трудности (сам или ищет помощи);

Научите ребенка преодолевать трудности, чтобы не сформировалась установка «не могу», «не умею». Найдите время, порисуйте вместе, напечатайте знакомую букву, почитайте ребенку книгу, посчитайте игрушки, поиграйте в любимые игры, обязательно похвалите за работу. Ребенок почувствует вашу поддержку, и его «не могу» исчезнет.

Необходимо расширять кругозор детей, уточнять уже имеющиеся представления об окружающем мире. Отвечайте на вопросы своего ребенка просто, используя те слова, которые ему понятны. Внимательно слушайте детей. Создайте атмосферу взаимопонимания и уважения, чтобы ребенок мог свободно обсуждать с вами любые проблемы.  Занятия с детьми должны проходить интересно и длиться 10 — 15 мин.

Важно помнить о здоровье ребенка.  Сохранить здоровье поможет режим дня школьника. Надо вовремя питаться, ложиться спать, чередовать умственную и физическую нагрузки, не забывать об отдыхе и прогулках. Во время занятий следите за осанкой ребенка, соблюдайте правила освещения рабочего места. Приучайте ребенка следить за своим здоровьем.

Нельзя забывать о психофизических особенностях будущего ученика, его индивидуальных способностях. Добиться успехов в учебной деятельности маленькому школьнику поможет следующее:

— первое условие – самоценность ребенка для его родителей. Любите ребенка, приободрите его в случае неудачи – ты научишься, постарайся, и все получится, мы поможем;

— создание благоприятного психологического климата в семье;

— обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому школьному дню;

— самооценка ребенка – чем ниже самооценка, тем больше трудностей;

— учет темперамента ребенка – медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют интерес к учебе, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость;

— недопустимость физических мер воздействия, запугивания в адрес ребенка;

— исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

— предоставление самостоятельности в работе и организация обоснованного контроля учебной деятельности ребенка;

— поощрение ребенка не только за успехи в школе.

Будьте терпеливы, верьте в ребёнка, цените каждое мгновение, проведённое рядом с ним, тогда школьные годы будут для вашего ребенка приятным и радостным процессом познания и развития.