Как предотвратить детскую агрессию?

Гончаренко Л.И., Колупаева Л.В., воспитатели

Агрессия – это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (словесную: оскорбление, клевета; отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Агрессивное поведение в детском возрасте – достаточно частое явление.

Агрессия ребенка может быть направлена:

— на окружающих людей вне семьи,

— на близких людей,

— на животных,

— на себя,

— на внешние объекты.

Истерики и агрессия у детей дошкольного возраста – это способ показать и выразить свое возмущение и негодование, метод борьбы с волей родителей. Причин довольно много: это и страх (так как вы, родители, даже можете не догадываться, что ребенок чего-то боится);

– Запреты — у авторитарных родителей ребенок бывает «задавленным» постоянным «нет», «нельзя», «надо»;

— Ссоры — они происходят между родителями или членами семьи;

— Не любовь — дети всегда чувствуют, что их не любят. Ребенок копирует поведение взрослых, которые его окружают;

Если не принимать решительных мер, агрессия у детей дошкольного возраста может стать чертой характера и принести много неприятностей человеку во взрослой жизни.

Как же помочь?

Игра – самый лучший способ снять напряжение, тревоги, страхи.

Играя, соблюдайте правила:

— Всякий раз обязательно хвалите ребенка «хорошо», «молодец», «умница», «как здорово у тебя получается!», «смотри, как интересно!»;

— Атмосфера в процессе игры должна быть положительной. Наслаждайтесь игрой сами. Игра снимет напряжение, усталость, раздражение;

— Считайте, что неожиданные и странные ответы ребенка хорошие. В игре нет «правильно» и «не правильно». Хорошо то, что оригинально и нестандартно.

Я хочу предложить вам несколько несложных игр, которые помогут предупредить агрессию, ведь ребенка очень легко переключить на игру.

Игра «Кляксы»

Цель игры: снять у ребенка страх и состояние агрессии.

Оборудование: чистые листы бумаги, жидкая краска (можно гуашь).

Предложите ребенку взять кисточку немного краски любого цвета и плеснуть «кляксу» на лист. Сложите лист вдовое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя «клякса».

Агрессивные или подавленные дети выбирают темные цвета и видят в своих «кляксах» агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т.д.). Через обсуждение «странного рисунка» агрессия ребенка выходит, он освобождается от отрицательной энергии. Родители должны брать для своей «кляксы» обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочки, сказочные цветы, деревья и т.д.).

Игра «Определи игрушку»

Цель: переключить внимание детей с агрессии на игру. Развивать мышление, речь.

Оборудование: игрушки.

Предложите ребенку принести 5-6 разных игрушек, разложить их перед вами и придумать загадку про какую-нибудь из них. Вы разгадываете, какая это игрушка. Если отгадали  правильно, ребенок ее убирает. И так далее. Придумывать загадки можно по очереди, меняясь местами. Это очень интересно. Дети 6-7 лет любят придумывать загадки.

Игра «Повтори за мной»

Цель: снять усталость, агрессию.

Оборудование: карандаши.

Вы выстукиваете карандашом по столу ритм какой-то песни. Затем просите ребенка повторить этот ритм. Если ритм повторен правильно, вы с ребенком его простучите вместе. Затем ребенок задает свой ритм, и вы его повторяете. Можно задание усложнить, попросив определить, какая это песня.

Игра «Разрывание бумаги».

Цель: снизить напряжение, уровень тревоги у детей, выбросить негативные эмоции.

Оборудование: старые газеты.

Предложите ребенку рвать бумагу на кусочки разного размера и бросать их в центр комнаты. Вы можете рвать бумагу вместе с ним. Когда куча бумаги в центре комнаты станет большой, пусть ребенок поиграет с ней, подбрасывает кусочки бумаги вверх или прыгает на кучу бумаги. Все это вы можете проделать вместе с ребенком, а потом спокойно все убрать.

 

И еще, как известно, предупредить легче, чем лечить.

Самое важное – любовь, любовь и еще раз любовь к своему ребенку. Нужно быть взрослыми и мудрыми родителями. Обнимайте и целуйте своих детей как можно чаще, а лучше несколько раз в день. Читайте добрые сказки, учите на примерах положительных литературных героев.