«Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как условие развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»

   Жданова Г.А., старший воспитатель МАДОУ д/с №2

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, одно из которых — требование к развивающей предметно-пространственной среде.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

В нашем дошкольном учреждении организацию развивающей среды в строим так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо учитывать, что среда должна выполнять развивающую, воспитывающую, образовательную, коммуникативную стимулирующую, организованную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Чтобы обеспечить психологическую защищенность, развитие индивидуальности ребенка,  учитывается основное условие по­строения среды — личностно-ориентированая модель. Позиция взрослых при этом исходит из интересов ребенка и перспектив его развития.

Развитие коммуникативной компетентности направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Мы используем разные подходы к моделированию развивающей среды — ведь наше дошкольное учреждение нетиповое (групповая комната является одновременно и игровой, и спальней),  поэтому предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения. В соответствии с реализуемой программой группы, раздевалки, другие помещения условно разделены на центры. Количество   и   содержание   центров   в   каждой   возрастной   группе   увеличивается и усложняется в связи с возрастом, уровнем развития, интересами и способностями детей.

Для отдыха и уединения организованы центры с мягкой уютной мебелью,   в   которых   каждый    ребенок   может   посидеть, рассмотреть лю­бимую игрушку, книгу, отдохнуть.

Центр «Сюжетно-ролевых игр» оснащен атрибутами и материалами к сюжетно-ролевым играм в соответствии с возрастом детей: «Семья», «Супермаркет», «Салон красоты», «Поликлиника», «Аптека», «Автомастерская», «Путешественники» и т.д. В игровых наборах — куклы разных полов и профессий, наборы крупной мебели и мелкой для игр на столе, посуда, одежда, разнообразные виды транспорта, предметы- заместители. Имеется место для игр мальчиков: модели транспорта разных видов, цветов и размеров, сборные модели транспорта, фигурки людей и животных и др.; для девочек: куклы и комплекты одежды для них, наборы мебели и посуды для кукол, плоскостные изображения кукол. Игры хранятся в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие будут играть.

Для раскрытия творческой уникальности каждого ре­бенка оборудован  центр «Театрализованной деятельности», где проявляются актерские и режиссёрские способности детей. Содержит куклы-игрушки для различных видов театра (плоскостной, теневой, пальчиковый, кукольный, настольный), аудиокассеты с музыкой, спектаклями, элементы декораций к постановкам, атрибуты для театрализованных и режиссерских игр.

Центр «Грамотности» состоит из двух блоков «Развития речи и математики». Центр «Развития речи» наполнение обусловлено возрастающим интересом детей старшего дошкольного возраста к буквам и чтению. В него входят различные алфавиты, наборы букв, игры по звуковой культуре речи, для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи. Также находятся глобус, детские атласы, настольно-печатные игры, дидактические игры, материалы по изучению английского языка и др. Оснащается техническими средствами (магнитофон, диски, кассеты).

«Математический центр» представляет собой игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру, форме. Геометрическая мозаика, лото; логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, трафареты, линейки, игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей, игры для развития логического мышления, навыков счёта и вычислительной деятельности. Для развития мелкой моторики рук есть мелкая мозаика, пазлы, обводки, трафареты.

В центре «Библиотека» имеются книги для чтения, тематическая литература, книги по увлечениям детей, стихи, загадки, сказки, иллюстрации к произведениям, художественные произведения, энциклопедии,      справочники,      познавательная      литература для дошкольников.

В центре «Художественного творчества» каждый ребенок может почувствовать себя настоящим художником, созда­телем уникальной поделки.  Центр содержит материалы для  изобразительной деятельности, силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства, природный и бросовый материал, настольно-печатные игры, глиняные игрушки, скульптура малых форм, расписные разделочные доски, подносы, иллюстрации, раскраски. Кроме обычных материалов содержит новые (для нетрадиционных техник рисования), а также схемы — способы создания разнообразных техник, последовательность выполнения работ.

Центр «Природы и экспериментирования» оснащен необходимым оборудованием для проведения опытов и экспериментов с природным материалом, а также дидактические игры, направленные на сравнение предметов по различным свойствам, на воссоздание целого из частей. В центре содержатся календари природы, модели, дидактические игры по экологии и др.

Центр «Конструирования» содержит многофункциональные мягкие модули, крупный, средний и мелкий строительный материал, позволяющий детям изменять и выстраивать пространство по своему желанию. Конструкторы из разного материала (пластмассовые, деревянные, металлические, напольные и настольные, схемы, образцы, альбомы).

 «Физкультурный центр»      содержит     разнообразное    спортивное

оборудование и инвентарь: мячи, обручи, скакалки, ленты, гимнастические палки, флажки, кольцебросы, мешочки для метания, оборудование для спортивных игр «Футбол», «Бадминтон», «Городки», пополняется нетрадиционное физкультурное оборудование и др.

С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также в фойе детского сада —  центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности,  правилами поведения  в экстремальных ситуациях.