«Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края»

Колупаева Л.В., Гончаренко Л.И., воспитатели

Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминает детство, зоологический музей, куда его водил отец. Человечество сейчас борется за то, чтобы земля сейчас не превратилась в огромный зоологический музей, и чтобы каждое последующее поколение относилось к природе заботливее, че предыдущее.

Природа – не беспредельный склад, мы истощаем её запасы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств, гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка противоречиво. Положительно относясь к природе, дети совершают отрицательные поступки – рвут цветы и тут же бросают их, мучают животных.
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешне эмоциональные отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагало активную, действенную позицию ребенка. У детей недостаточно развито инициативное самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок может не обидеть одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанное, решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему миру, развитие навыков ухода за животными и растениями зависит от согласованности усилий и единства детского сада и семьи.
Большое значение имеют просмотры телепередач таких как «В мире животных». Хорошо, если родители просматривают передачу, фокусируют детей на том материале, который будет им интересен.
Нравственно-патриотическое воспитание, включает воспитание у детей любви к родной природе, уважение к людям труда.
Задача педагога – отобрать от массы впечатлений получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и которые дают ему природа и мир животных, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции, общественные события.
Поэтому, начиная работать по воспитанию любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, а также должен подумать, что целесообразно показать и рассказать детям, особо выделив характерное только для данной местности, данного края – то что можно увидеть только здесь. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечате5льтном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представления о том, чем славен родной край.
Родной город… надо показать ребенку, что он славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать названия своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей постарше надо привлекать к тем объектам, которые расположены на ближайших улицах: школе, кинотеатре, почте, аптеке и т.д.: рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдение за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знание своего дела. Большая роль принадлежит знакомству детей с народными промыслами края, народными умельцами.
Одним из немаловажных факторов патриотического воспитания детей является приобщение их к труду, формирование ответственности за его результаты. И в этой связи особую значимость имеет труд в природе, разнообразные природоохранные акции, такие как «Поможем птицам зимой», «Сбережём растения» и т.д.
Таким образом, комплексный подход к воспитанию у детей любви к своей Родине – это взаимосвязь различных аспектов, средств и методов воспитания.
Важнейшим средством педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Однако, если педагог сведет работу по патриотическому воспитанию детей только к организации наблюдений, он ограничит круг знаний и представлений детей определенными рамками. Расширить их он сможет, только умело сочетая наблюдения с чтением художественной литературы, слушаньем музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов и т.д.
Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать н6а ее благо. Для этого используют различные формы организации деятельности детей. Основной формой являются тематические занятия. Этому помогают приемы сравнения (например, труд в колхозе раньше и его формы в сельской местности в наши дни, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные занятия, обращения к опыту детей и т.д. Необходимо объединить одной темой несколько занятий: по родному, ознакомление с природой, музыкой, изодеятельностью (например, «Мой город», «Столица нашей родины – Москва» и др.). каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (поделок, альбомов, коллажей, тематическое рисование).
Родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей и не только в рамках семьи. Они могут помочь в сборе и пропаганде материалов по родному краю, воссоздании местных национально-культурных и трудовых традиций.
Очень хорошо, когда в детском саду работают семейные клубы типа «Родной край», «Посиделки» и т.д. Большое значение имеют семейные экскурсии в музеи к памятникам истории и культуры, в парки, зооуголок.
Интересным может быть «мини-исследование». Например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети).
Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя какие-то работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а так же местные традиционные праздники и обряды: рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Все это приобщает детей к истории родного края и своего народа, воспитывает любовь к родине.
Каждому человеку необходимо знать природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура. Поэтому нравственное воспитание, воспитание гражданина своей страны следует начинать с возраста, способного проложить дорогу мира, добра и духовного совершенства на несколько поколений вперед.
Дошкольное детство – пора формирования начала высших чувств: гордости, любви, уважения к родным людям, к родному языку, к родине. Воспитание любви к своей малой родине – одна из самых важных задач образовательного процесса в работе с дошкольниками. С гордостью сказать: «Я белгородец!» — может только тот, кто видит и чувствует красоту родного края, знает и чтит его культурные и исторические традиции, гордится трудовыми и военными подвигами своих земляков. Сегодня важность работы в этой теме обусловлена оторванностью городского населения от природы, народных корней, недостаточной четкости национального самоопределения дошкольников. В детском саду необходимо включать в круг ознакомления детей с окружающим не только город, где они родились и живут, но всю белгородскую область.
Став взрослыми, мы часто вспоминаем свое детство. И хотя многое забывается, отдельные картинки навсегда остаются в памяти. Но особенно глубокий след в душе ребенка оставляет природа, со всем своим многообразием насекомых, животных, растений.
У нас, на Белгородчине, нет поражающих воображение горных хребтов, морских побережий, ярких природных диковин. И все-таки глаз не оторвать от холмов с веночками леса, от маленьких речушек до родников, тихо журчащих среди зелени трав, от бескрайних полей пшеницы, подсолнухов, свеклы. Дошкольники не всегда замечают эту красоту, надо помогать им увидеть удивительное в окружающем нас мире, научить радоваться и огорчаться природным объектам, даже самым простым постоянно находящимся рядом. Особенно это касается растений.
В ознакомлении дошкольников с растительным миром нашего края очень помогает областной историко-краеведческий музей. Здесь ребята впервые узнают о наших заповедниках: «Ямская степь», «Лес на Ворскле». Так же используем мы в работе и фонды библиотеки А. Лиханова.
Поэтому необходимо с самого раннего детства прививать детям любовь к природе, ко всему живому – ведь именно от подрастающего поколения в дальнейшем может зависеть сохранность самой жизни на земле.

Я. Абидова «Мать-земля»

Скажи мне, как правильно землю назвать?
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше, наверное, сказать ей:
Родная! Земля – наша милая,
Добрая мать!
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь все, что мы любим,
Все создано ею.
И горы, и реки, и лес, и цветы,
И осень, и лето, и дождик, и ты!