Педагогика здоровья.

Гончаренко Л.И., Колупаева Л.В. — воспитатели

Современное понимание здоровья связано не только с отсутствием у человека болезней, но и с наличием у него полноценного развития физического, психического и нравственного состояния, которое позволяет жить оптимального и без ограничений. Парадокс нашего общества состоит в том, что все понимают значение здоровья для человека, на его качество постоянно ухудшается и становится проблемой нации. Причины этого явления известны: состояние экологии, технологизация социума и недооценка обществом значимости детства, недостаточное внимание к внутриутробному развитию детей и их состоянию в первые годы жизни.

Среди разнообразия здоровьесберегающих подходов, которые используются в современном мире, есть несколько наиболее общих идей, которые, на наш взгляд, являются основополагающими для педагогики здоровья.

1. Современное положение детей в обществе отличает социальная депривация, то есть лишнее, ограничение, недостаточность тех или иных условий, необходимых для развития и выживания каждого ребенка. В дошкольном и младшем школьном возрастах ребенку недостает внимания, ласки, тепла взрослого. Это увеличивает количество детей, страдающих психофизиологическими, психосоматическими, невротическими расстройствами, испытывающих трудности в общении, умственной деятельности. Причины такого положения кроются в нарушении семейного общения, непрофессиональном педагогическом взаимодействии воспитателя, учителя с детьми, что и нарушает принцип их здорового образа жизни.

2. Здоровье — это часть самосознания, самоактуализации человека, его внутреннее самочувствие, сопровождающееся своеобразным эмоциональным фоном. Самоактуализация означает тенденцию к реализации внутреннего потенциала, желание человека развиваться, стать тем, кем он способен стать, стремление полностью реализовать свои возможности. Как писал русский педагог В.П. Вахтеров еще в XIX веке, необходимо свободное природосообразное развитие без попыток «обломать и переделать»: «Если стоит жить, то только для того, чтобы помогать развитию».

Наблюдения показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей. А. Маслоу, основоположник гуманистической психологии, считает, что внутреннюю природу ребёнка нужно всячески поощрять и давать ей выход наружу, а не подавлять. Позволив ей управлять жизнью малыша, мы тем самым помогаем ему обрести здоровье, успех, счастье. А если существование этого личностного стержня отрицается или замалчивается, ребенок заболевает — явно либо подспудно, немедленно либо по прошествии определенного времени. Кроме этого , движение ребенка к самоактуализации не может начаться, пока он не освободиться от доминирования потребности в безопасности и уважении. Отсутствие удовлетворения этих потребностей Маслоу назвал дефицитом: «Дефицитом я называю те потребности, неудовлетворение которых создает в организме, так сказать, «пустоты», которые должны быть заполнены во имя сохранения здоровья организма, и более того, должны быть заполнены извне, не самим субъектом, а другими человеческими существами».

3. Для ребенка дошкольного возраста такими существами является главным условием его развития, а отношения с воспитателями входят, по определению психолога А.Н. Леонтьева, в малый, интимный круг его общения. Леонтьев отметил его своеобразие, необходимость для ребенка внимания педагога лично к нему, потребность часто прибегать к посредничеству воспитателя в своих отношениях со сверстниками.  Современные исследования показывают, что воспитатель часто утрачивает для детей эту интимность, он воспринимается ими как «руководитель», «как главный» в группе.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения обязательно должен обрести статус «значимого взрослого», который с позиции педагогики не просто близкий, а духовно близкий детям человек. Духовно близкий взрослый — понимающий, желающий и умеющий сохранять и поддерживать детство в его самобытности.

Современная информация ближайшего окружения носит для ребенка преимущественно негативный характер. Многие дети испытывают недоверие миру, «образ жизни» в их воображении деформируется, тяготит их, вызывает различные психические недуги, настроение безверия и бесперспективности. Компенсировать недостаточность положительной информации можно, расширяя реальную и воображаемую среду обитания детей, ориентируясь на общечеловеческие ценности. Именно в наше время важно придать «образу мира», воспринимаемому ребенком, оптимистическую окраску, обогатить связи и формы общения со взрослыми.

4. Среда ребенка дошкольного возраста должна обеспечить ему доверие к миру, уверенность в том, что окружающий мир является стабильным, гарантирует эмоциональный отклик и удовлетворение потребностей. А построение отношений взрослого необходимо в форме и способе сопричастности к жизненному миру ребенка, как «любовь в событии в духовной практики», как живое бытие одного для другого. В.И. Слободчиков утверждает, что позиционное взаимодействие разворачивается не по всякой организационной структуре, а только в событиной общности, как «объединение людей на основе общих ценностей и смыслов». Событиная общность людей как особого пространства является источником, ситуацией развития, где происходит рождение и развитие субъективности человека.

Таким образом, педагогика здоровья призвана обеспечить ребенку удовлетворение основных потребностей в сохранении жизни, безопасности, самоактуализации, раскрытие всех заложенных в нем сил и потенций, выявление его индивидуальности, обеспечивая тем самым пребывание в здоровом состоянии.