«Использование художественного слова в воспитании у детей любви к природе».

Громенко О.В., Драпак Е.И., воспитатели

Любое воспитание экологическое, эстетическое, нравственное должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и поступки. Сердце есть источник человечности в человеке. «Годы детства – это, прежде всего воспитание сердца» — писал В. Сухомлинский.

Одна из задач экологического воспитания – формирование у воспитанников представления о человеке не как о хозяине, покорители природы, а как о части природы, зависящей от неё. В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста сформировано чёткое деление животных на плохих и хороших, злых и добрых, вредных и полезных. Многие дети убеждены в том, что хищный зверь — плохо, он не нужен в природе, и что самый прекрасный лес — это лес без волков. С точки зрения экологии нет плохих и хороших, вредных и полезных. Каждое животное, растение играет свою роль в природе. Лес без хищников не будет уравновешенной экосистемой. Следовательно, одна из важных задач экологического воспитания – выработка бережного отношения ко всем живым организмам, независимо от того, нравятся нам или нет.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.
Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.
Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги для детей о природе для детей разнообразны по жанрам. В них простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растениях, о различных явлениях природы. Народом создано множество песен, потешек, дающих возможность без назидательных, сухих нравоучений в приятной форме обучать детей любви к природе. Большинство потешек создавалось в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены природные явления, которые ребенок мог видеть, слышать, трогать. В незатейливой, но в образной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребенок расширяет свои знания о животных, об их голосах, особенностях поведении… именно содержательная основа фольклорного материала ценна для экологического воспитания.
Особое место в работе с воспитанниками по экологическому воспитанию занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе. Дети очень любят сказки В. Бианки о животных. Яркие образы животных надолго сохраняются в памяти детей. Так, из сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дети узнают о «снежной перине», под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной начинает снова расти, как в ни в чём не бывало. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения воспитателем художественной литературы, становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать, как можно больше.
Интересные сказки О. Иваненко «Спокойной ночи», «Сосулька», Н. Павловой «Зимняя пирушка», рассказывающие о неповторимой красоте природы, о жизни лесных обитателей. Они помогают детям лучше понять явления природы, научиться, например, зимой распознавать деревья.
В работе с воспитанниками нужно использовать различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей присматриваться к окружающему миру. Описание русской природы можно найти в стихотворениях русских поэтов.
Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное, чтобы воспитанник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит и вред человеку.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её беречь и заботиться о ней.
Задача воспитателя: подвести воспитанников к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Плохо если мы не научим воспитанников любить, заботиться о ней, любоваться природой. А для этого необходимо делать всё возможное подавать собственный пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого художественную, познавательную литературу различные игры и пособия.