Использование интерактивных приемов при проведении родительских собраний в детском саду

Ибраимова Виктория Михайловна,

                                                          воспитатель МАДОУ д/с №2

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.

Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при котором семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьёй не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В нашей группе родительские собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовят воспитатели, по другим выступают педагоги-специалисты или кто-то из родителей).

Десять правил проведения родительских собраний.

  1. Собрание должно запомниться.
  2. Собрание должно заставить задуматься.
  3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.
  4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.
  5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.
  6. На каждого родителя должно хватить времени.
  7. Собрание – не лекция и не урок, привлекайте родителей к диалогу.
  8. Уважайте свое время и время родителей — собрание не должно длиться более 1ч 20 мин (20 мин.-донести новую информацию,15-20 мин – выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.
  9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.

10.Будьте изобретательны — проводите каждое собрание по-новому.

Чего не стоит делать на собрании?

— Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.

— Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.

— Давать негативную оценку всей группе.

— Использовать для общения с родителями назидательный тон.

При подготовке к родительскому собранию, мы стали задавать себе вопрос «Как сделать собрание запоминающимся?»

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме — один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

Я хочу представить вашему вниманию несколько интересных форм родительских собраний, которые мы проводили в своей группе.

— Родительское собрание-Круглый стол («Душевный разговор»)

Метод работы родителей в небольших группах (до 6 человек) очень продуктивный. Становясь членами одной группы, родители смелее высказывают свое личное мнение, активно взаимодействуют друг с другом, делятся ценным опытом в воспитании детей, устанавливают более прочные контакты друг с другом. На таком родительском собрании мы очень эффективно обсуждаем заранее подготовленные предложения, идеи и рассматриваем родительские инициативы.

— Родительское собрание в форме ток-шоу

На такое родительское собрание мы приглашали педагогов-специалистов, которые помогали найти ответы на интересующие вопросы, узнать различные точки зрения на одну проблему и обсудить возможные пути ее решения. После собрания всем родителям была  предоставлена возможность получения индивидуальной консультации.

— Родительское собрание-презентация (мастер-класс)

Многие семьи в нашей группе с огромным желанием готовы поделиться своими традициями, умениями, достижениями. Родительское собрание в такой форме — прекрасная площадка для таких презентаций и обмена опытом в вопросах воспитания детей. Данная форма собрания побуждает родителей к анализу собственных достижений и  неудач, соотношению их с теми способами и воспитательными приемами, которые эффективно используют другие родители.

— Родительское собрание-игра

Собрания в игровой форме мы любим проводить совместно с детьми, на таком мероприятии мы показываем подготовленные детьми спектакли, постановки, программы. Игровое взаимодействие родителей и детей в разных видах деятельности дарит ценный опыт партнерских отношений.

— Выездное родительское собрание (в форме экскурсии или похода) 

Назовем критерии, по которым можно определить степень эффективности родительских собраний:

  • заметно повышается активность родителей, они начинают открыто интересоваться содержанием образовательного и воспитательного процессов, становятся инициаторами дискуссий и диспутов;
  • родители сами находят ответы на большинство актуальных вопросов, делятся примерами, основанными на личном опыте;
  • увеличивается количество вопросов, которые касаются личности ребенка;
  • родители находят возможность для индивидуальных контактов с педагогом.

Должным образом подготовленное родительское собрание позволяет эффективно объединить возможности дошкольной образовательной организации и семьи в образовании и воспитании детей. Задача педагогов – проводить содержательные и интересные собрания в формах, позволяющих родителям стать активными участниками встречи.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.