Проектная деятельность

«Педагогическая лаборатория» по раннему развитию детей

«Методическая копилка»

Использование игровых технологий для развития 

социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста.

Развитие ребенка раннего возраста во многом зависит от того, в какой форме происходит общение. Наилучшую возможность для возникновения эмоционального контакта создает игровая деятельность, в которой ребенок отражает внутреннюю потребность в активной деятельности, проживает различные ситуации, связанные с событиями окружающего мира и усваивает навыки общения. Именно игра является ведущим видом деятельности, в ней дети раскрывают свои качества, эмоции, а взрослый получает возможность повлиять должным образом на ситуацию и каждого ребенка в отдельности.

В раннем детстве ребенок именно в игре имеет возможность быть самостоятельным, общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать предметы. Цель игровой деятельности — не менять ребенка, не переделывать его, не учить навыкам, а предоставлять возможность проживать ситуации при внимании и сопереживании вместе со взрослым.

Социально-коммуникативные умения обеспечивают ребенку полноценное включение в общение как процесс установления и развития контактов на основе потребности в совместной деятельности.

Игровые технологии как система игр используются не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение культурно-гигиенических навыков. Сопровождая режимные моменты игровыми ситуациями в сочетании с параллельным разговором, описываются все действия ребенка, что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, как бы подсказываем словом, выражающим его опыт: «Кукла Катя поучиться вместе с нами как правильно мыть руки. На мыло. Мыло пахнет. Ах, как приятно пахнет! Покажи Кате, как ты умеешь намыливать мылом руки. Что ты делаешь? Правильно, намыливаешь руки мылом». Такие бытовые и игровые ситуации создают мотивацию к активному общению.

Поручения в игровой форме, сопровождающие все режимные моменты, способствуют усвоению словаря.  Например, после того, как ребенок выполнил конкретное поручение, можно спросить: «Что ты принес? Где взял? Куда положил? Кто пришел?». С помощью таких вопросов ребенок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между объектами и словами. В этом случае важно, чтобы ребенок стремился самостоятельно выполнять поручения, преодолевал трудности, чувствовал объективные условия выполнения задания, так как конечный результат не только осознается им, но и лучше запоминается и отражается в речи. Создавая специальные игровые ситуации, мы не только вызываем эмоциональный отклик, но и активизируем речевое общение, например: «В гости к детям пришла Лисичка, у нее в корзинке подарки, давайте их рассмотрим». Сколько бурной реакции выражают дети, рассматривая содержимое в корзинке, сопровождая речью! Очень хорошо воспринимаются детьми игры, сопровождаемые потешками. Проговаривая потешку, дети радуются, приговаривают, пританцовывают. Так дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Чтение потешки сочетается с движениями, которые малыши выполняют одновременно. Это игры с пальчиками «Сорока-сорока» и прибаутки «Ладушки-ладушки».

Игры в парах — способствуют становлению субъективного эмоционально-положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении «По узенькой дорожке…». Совместные игры с несколькими партнерами — помогают пережить чувство общности, воспитывают желание и умение вступать в эмоционально-практическое взаимодействие с группой детей (игра «Паровозик»). Хороводные игры – физический контакт, сочетание повторяющихся движений («Колпачок»). Совместные игры с предметами — видеть партнера по игре, а не соперника за право обладать игрушкой («Катаем мячики»). Игры с правилами — умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого, действовать в соответствии с ролью («Солнышко и дождик»). Игры-драматизации обогащают новыми впечатлениями, развивают интерес, формируют речь, активизируют словарь детей.

Использование игровых технологий проходит в несколько этапов:

  1. Становление субъективного отношения ребенка к сверстнику. Индивидуальная обращенность взрослого к каждому ребенку (с двумя детьми, при непосредственном участии взрослого).
  2. Развитие эмоционально-практического взаимодействия. Важная роль принадлежит взрослому, который начинает игру, является образцом правильных действий, создает положительную эмоциональную атмосферу.
  3. Подготовка ребенка к принятию роли и ролевому общению со сверстниками, с помощью взрослого ребенок включается и принимает роль.
  4. Развитие совместной и продуктивной деятельности.

С использованием игровых технологий дети безболезненно привыкают жить в коллективе, учатся сочувствовать, сопереживать, компенсируется дефицит общения со взрослым. Исходя из цели, решаются следующие задачи:

  • развивать самостоятельную игру;
  • стимулировать овладение орудийными действиями;
  • воспитывать познавательный интерес;
  • формировать навыки коммуникативного взаимодействия.

Средствами для реализации данных задач являются:

  • организация развивающей предметно-пространственной среды;
  • систематизация игровой деятельности;
  • мотивация и совместная игровая деятельность.

В самостоятельной игре ребенок совершенствует то, чему его научил взрослый, вырабатывается самостоятельность в выборе игрушек, в применении различных способов действий с предметами, способствует формированию интересов и активному проявлению индивидуальных особенностей, умение себя занять; воспитывается познавательный интерес. Таким образом, сначала компетенции формируются в совместной со взрослым деятельности, постепенно переходит в совместную деятельность со сверстниками, а затем и в самостоятельную деятельность. Важно вовремя осуществлять поддержку игр, предоставлять время и пространство.

Игра доставляет ребенку много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. 

Игра — это путь детей к познанию окружающего мира.

«Фото и видеоматериалы»

Нет содержимого. Отредактируйте страницу чтобы добавить содержимое.

Региональный проект «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области («Дети в приоритете»)

Образовательный салон «Инновации в дошкольном образовании»

24 ноября 2020 года в рамках регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области «Дети в приоритете» был проведен образовательный салон «Инновации в дошкольном образовании».

Участники мероприятия получили возможность принять участие в выставке образовательных технологий, мастер-классах и других интересных интерактивах. Образовательный салон был посвящен актуальным направлениям развития системы дошкольного образования региона:

  • «Современное дошкольное образование: доброжелательность и инновационность»;
  • внедрение доброжелательных технологий в образовательную деятельность ДОО;
  • обеспечение времени и пространства для детской игры;
  • обновление содержания образования детей раннего возраста;
  • развитие детского технического творчества;
  • привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности;
  • создание доброжелательного образовательного пространства в ДОО;
  • инклюзивное дошкольное образование.

     В мероприятии приняли участие авторы, разработчики и производители игрового и развивающего оборудования, методических пособий, представители ведущих издательств, осуществляющих информационно-методическую поддержку современных комплексных и парциальных программ дошкольного образования.

Антонова Л.З.

Муниципальный проект «Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников дошкольных организаций города Белгорода»

Приказ об утверждении списка ДОО, участвующих в проекте

Консультации для родителей

Апрель 2019г. Влияние подвижных игр на профилактику и коррекцию осанки. Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре

Декабрь 2018г. Памятка для родителей «Уделяйте больше внимания осанке вашего ребенка!» Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре

Январь 2019г. Плоскостопие. Как его выявить. Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре

Апрель 2019г. Подвижные игры, способствующие профилактике нарушений осанки и плоскостопия в семье. Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре

Март 2019г. Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата в семье. Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре

Февраль 2019г. Профилактическая обувь. Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре

Декабрь 2018г. Пять простых правил формирования осанки. Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре

Ноябрь 2018г. Корригирующая гимнастика как средство профилактики нарушений осанки. Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре

Ноябрь 2018г. Понятие об осанке и её нарушениях. Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре

Май 2019г. Плавание против сколиоза: показания и противопоказания. Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре

Октябрь 2019. Корригирующая гимнастика, как средство профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата. Середина С.А., Бутикова Е.Н., воспитатели

Ноябрь 2019г. «Красивая осанка — залог здоровья ребенка» Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре

Февраль 2020г. Питание, как фактор укрепления костно-мышечной системы дошкольников, Бутикова Е.Н., Середина С.А., воспитатели

Декабрь 2019г. Зарядка по профилактике плоскостопия в домашних условиях. Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре

Январь 2020г. Контроль за осанкой ребенка. Мелещенко С.Я, воспитатель

Февраль 2020г. «Вместе с мамой, вместе с папой» Игровые упражнения для предупреждения развития плоскостопия у детей, Ковалева Н.А., Махалик И.К., воспитатели

Март 2020г. «Игры с массажными мячиками»

Апрель 2020г. «Последствия нарушений опорно-двигательного аппарата.»

Май 2020г. «Что нужно детям с нарушениями опорно- двигательного аппарата», Громенко О.В., Драпак Е.И. воспитатели

Постпроектная деятельность муниципального проекта «Внедрение подвижных дворовых игр в систему физического воспитания обучающихся дошкольных образовательных организаций г. Белгорода»