Значение книги в развитии ребенка.

Драпак Е.И., воспитатель

     Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтобы расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Именно родители впервые знакомят ребёнка с книгой, читая потешки, сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» и др.

     Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

   Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию, творчество.

    Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.

     Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.

      Ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

     Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди — родители).

     Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

     Книга — это и средство переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым,  освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

     Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.

Когда нужно обращаться к логопеду?

Букалова Ольга Александровна – учитель-логопед

В норме дети к пяти годам должны овладеть речью, т.е. говорить развернутыми предложениями, использовать все части речи, грамматически правильно оформлять свои высказывания, правильно произносить все звуки речи, составлять связный рассказ объемом до 5-6 предложений.

До 6 лет возможны отдельные ошибки при согласовании числительных с прилагательными и существительными. Однако, как правило, у большого количества детей имеются те или иные нарушения речевого развития. Подробнее…

«Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»

  Глотова Е.П., музыкальный руководитель

Самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью.

Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Каковы же эти условия?
Прежде всего, обучение на занятиях строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать. Подробнее…

«Роль семьи в физическом воспитании ребенка»

Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре

Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта.  Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает: систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет. Подробнее…

«Музыка начинается в семье!»

  Глотова Е.П., музыкальный руководитель

Каждый человек идет к музыке своим путем. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдет верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.

В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному – от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет. Подробнее…

Подвижная игра – основное средство организации двигательной деятельности дошкольников

Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре МАДОУ д/с №2

Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным «дворовым» играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Многие ребята перестали выходить во двор, отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности: телеиграм, компьютерным играм, просмотру мультфильмов. А для ребёнка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Именно в подвижных играх ребёнок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество,  восполнить дефицит движений, реализоваться и утвердит себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Подробнее…

Вредные привычки

Чермошанская Н.В., педагог-психолог

На улице, в магазине, в общественном транспорте мы часто слышим от взрослых «Ванечка, не ковыряй в носу; Оля, не сутулься; Саша, вынь пальчик изо рта; не грызи ногти, малыш!» Эти фразы нам знакомы и не удивляют. Но искренне удивляет реакция ребенка.  Ведь в большинстве случаев она нулевая. Мы удивляемся тому, что дети продолжают сосать пальчик и сутулится после замечаний от взрослых. «Как же так? Ведь им же сказали неоднократно! Зачем они это делают?» Откуда же у детей берутся  подобные привычки, и  как действовать родителям правильно. Подробнее…

Какие книги надо читать детям?

Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического …
Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие «правды от кривды».
И.А.Ильин

Воспитатель МАДОУ д/с№2, Целыковская Ирина Анатольевна

Книги, прочитанные в детстве, влияют на нас гораздо больше всех остальных. Они не просто дают необходимую информацию, как это происходит во взрослом возрасте. Они воспитывают и формируют личность. Дети, привыкшие к книге, гораздо более самостоятельны в суждениях и поведении, легче вступают в контакты. Читайте ребенку книги, которые вам самому нравились в детстве. Всевозможные сказки и сказочные истории, лучше народные – авторские сказки не всегда однозначно воспринимаются ребенком. Но проверенные временем произведения, конечно же, будут только на пользу. Это русские народные сказки, сказки Пушкина, П. Ершова,  Ш. Перро, С. Маршака, В. Сутеев, В.Жуковского, Б. Житкова, Л. Толстого и др. Подробнее…

Выбираем правильные игрушки

Автор: Елена Николаевна Бутикова

Наверное, у многих после посещения магазина с игрушками возникает ощущение, когда хочется купить практически всё. Причем папам, независимо от пола ребенка, хочется железную дорогу и крутые машинки, а мамам нравятся симпатичные куколки и мишки. Во многом это определяется тем, что в нашем детстве не было такого изобилия игрушек, и мы просто, сами того не понимая, покупаем игрушки себе, а не ребенку. Подробнее…

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры

Гончаренко Людмила Ивановна- воспитатель

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его. Сравнивая эти детские игры с их обычными, повседневными сюжетно-ролевыми играми нетрудно заметить разницу между ними в характере игровой деятельности. Если первые игры (театрализованные) имеют заранее известное содержание, то вторые обретают содержание в процессе своего развития. Дети свободно распоряжаются знакомым литературным материалом, и редко выходят за рамки заданного автором действия. Видимое несоответствие между действиями ребенка и разыгрываемым произведением, принимаемое многими за творчество, мы объясняем отсутствием у детей умения образного воплощения, но еще не проявлениями творчества. Подробнее…