О чем говорит детский рисунок?

      Ковалева Н.А., воспитатель

Многим родителям хотелось узнать, что происходит во внутреннем мире их крохи, о чем о думает. Помочь в этом может обыкновенный детский рисунок. Рисунки — это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души. Внимательно вглядевшись в детский рисунок можно увидеть то, что малыш не скажет вам даже в самой доверительной беседе.

На что же надо обратить внимание, чтобы правильно все это «прочитать»? Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До 3-х лет — это только черточки, линии и круги. К 4-м годам у картинок появляется замысел. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляет собой «овал с ножками».

Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет, когда человек на рисунке состоит из двух овалов с ручками и ножками. К семи годам дети рисуют человечку шею, волосы, одежду. Все это указывает, что ребенок развивается гармонично.

Предложите ребенку нарисовать портрет семьи. при этом предоставьте ему выбор цветных карандашей и достаточно бумаги. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования.  Когда он закончит работу над семейным портретом, спросите у него кого он нарисовал и чем заняты эти персонажи.

Для того, чтобы правильно прочитать детский рисунок нужно довериться своим впечатлениям. Чтобы точнее определить свои эмоции используйте понятия: » светлый»-«темный», «яркий»- «тусклый», «спокойный» — «тревожный», «агрессивный»- «доброжелательный».

Если вы испытываете трудности при прочтении рисунка, можно найти таких же родителей как вы и обменяться с ними работами малышей. А затем рассказать друг другу о тех ощущениях, которые   вызвал у вас рисунок ребенка.

Не следует, при наличии негативных оценок, делать поспешных выводов лишь по одному -единственному рисунку. Возможно, на момент исполнения рисунка у ребенка было плохое настроение или он был обижен.

Рассматривая рисунок обратите внимание на важные детали:

— члены семьи объединены каким-то общим делом — знак хорошей «погоды в доме»;

— ребенок нарисовал себя отдельно от остальных — «сигнал» о своей изолированности в семье.

— младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя — он «занимает много места в их жизни»;

— на рисунке нет самого маленького художника — «мне нет места» в отношениях между близкими;

Очень важна манера письма:

— частые самоисправления — первый признак тревожности;

-рисунок состоит из отдельных мелких штрихов — малыш как бы опасается провести решительную линию — также признак опаски.

— преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками — возможно, малыш чего-то боится;

— слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка — ребенок склонен к быстрому утомлению, психологически неустойчив;

— линии не доводятся до конца, рисунок размашист, небрежный — его автор импульсивен;

— символы агрессии — большие акцентированные кулаки, устрашающая поза. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

Палитра, которую ребенок использует в своей работе – зеркало его души. Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

— темно-синий — сосредоточенность на внутренних проблемах;

— зеленый — уравновешенность, независимость, упрямство;

— красный — сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;

— желтый — положительные эмоции, оптимизм;

— фиолетовый — фантазия, интуиция;

— черный — подавленность, протест;

— серый — безразличие, отстранённость.

Адаптация ребенка к ДОУ.

Головкова О.Н., воспитатель

Адаптация к детскому саду — важный период для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно и дружелюбно.

Выделяют три фазы адаптации:

1. Острая фаза, или период дезадаптации — в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут появляться упрямство, капризы и даже грубость.

2. Собственно адаптация — в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.

3. Фаза компенсации — дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в детский сад. Ускоряется темп развития психологических процессов.

Период адаптации может длиться от одной двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья, от особенностей нервной системы и т.п.

Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после летних каникул) ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Рекомендации родителям

Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками.

Желательно обучить ребенка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.

Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.

Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитателем. Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем, отправляя ребенка в детский сад делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, он найдет новых друзей, научится чему-то новому. Дайте ребенку с собой его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом.       

 Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его занятиям и успехам.

  Одна из самых распространенных проблем — утреннее расставание с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после ухода родителя ребенок успокаивается. Договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

   По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в детский сад, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, старайтесь в выходные дни уделить ему внимание больше. Взаимоотношения станут более теплыми, если вам есть что рассказать друг другу.

Значение книги в развитии ребенка.

Драпак Е.И., воспитатель

     Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтобы расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Именно родители впервые знакомят ребёнка с книгой, читая потешки, сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» и др.

     Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

   Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию, творчество.

    Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.

     Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.

      Ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

     Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди — родители).

     Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

     Книга — это и средство переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым,  освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

     Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.

Когда нужно обращаться к логопеду?

Букалова Ольга Александровна – учитель-логопед

В норме дети к пяти годам должны овладеть речью, т.е. говорить развернутыми предложениями, использовать все части речи, грамматически правильно оформлять свои высказывания, правильно произносить все звуки речи, составлять связный рассказ объемом до 5-6 предложений.

До 6 лет возможны отдельные ошибки при согласовании числительных с прилагательными и существительными. Однако, как правило, у большого количества детей имеются те или иные нарушения речевого развития. Подробнее…

«Роль воспитателя в организации самостоятельной музыкальной деятельности детей»

  Глотова Е.П., музыкальный руководитель

Самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако нужно говорить о необходимости педагогического руководства этой деятельностью.

Особенности воздействия воспитателя в том, что он незаметно для ребенка побуждает его к самостоятельной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия. Каковы же эти условия?
Прежде всего, обучение на занятиях строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и показу воспитателя, но и без его помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать. Подробнее…

«Роль семьи в физическом воспитании ребенка»

Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре

Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта.  Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает: систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет. Подробнее…

«Музыка начинается в семье!»

  Глотова Е.П., музыкальный руководитель

Каждый человек идет к музыке своим путем. Помогите детям полюбить музыку, и в ваш дом войдет верный друг, который сделает жизнь яркой и интересной, не оставит в трудную минуту.

В душе каждого ребенка есть искорка любви к прекрасному – от вас во многом зависит, разгорится она ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека, или погаснет. Подробнее…

Подвижная игра – основное средство организации двигательной деятельности дошкольников

Самофалова Ю.Н., инструктор по физической культуре МАДОУ д/с №2

Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным «дворовым» играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Многие ребята перестали выходить во двор, отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности: телеиграм, компьютерным играм, просмотру мультфильмов. А для ребёнка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Именно в подвижных играх ребёнок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество,  восполнить дефицит движений, реализоваться и утвердит себя, получить массу радостных эмоций и переживаний. Подробнее…

Вредные привычки

Чермошанская Н.В., педагог-психолог

На улице, в магазине, в общественном транспорте мы часто слышим от взрослых «Ванечка, не ковыряй в носу; Оля, не сутулься; Саша, вынь пальчик изо рта; не грызи ногти, малыш!» Эти фразы нам знакомы и не удивляют. Но искренне удивляет реакция ребенка.  Ведь в большинстве случаев она нулевая. Мы удивляемся тому, что дети продолжают сосать пальчик и сутулится после замечаний от взрослых. «Как же так? Ведь им же сказали неоднократно! Зачем они это делают?» Откуда же у детей берутся  подобные привычки, и  как действовать родителям правильно. Подробнее…

Какие книги надо читать детям?

Сказка будит и пленяет мечту. Она даёт ребёнку первое чувство героического …
Она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, любовь к родине, милой матушке, отличие «правды от кривды».
И.А.Ильин

Воспитатель МАДОУ д/с№2, Целыковская Ирина Анатольевна

Книги, прочитанные в детстве, влияют на нас гораздо больше всех остальных. Они не просто дают необходимую информацию, как это происходит во взрослом возрасте. Они воспитывают и формируют личность. Дети, привыкшие к книге, гораздо более самостоятельны в суждениях и поведении, легче вступают в контакты. Читайте ребенку книги, которые вам самому нравились в детстве. Всевозможные сказки и сказочные истории, лучше народные – авторские сказки не всегда однозначно воспринимаются ребенком. Но проверенные временем произведения, конечно же, будут только на пользу. Это русские народные сказки, сказки Пушкина, П. Ершова,  Ш. Перро, С. Маршака, В. Сутеев, В.Жуковского, Б. Житкова, Л. Толстого и др. Подробнее…