«Развитие речевого творчества детей посредством игр и игровых упражнений»

Гончаренко Л.И., Колупаева Л.В., воспитатели

В нашей группе уделяется большое внимание коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками. Работая в тесном контакте с учителем-логопедом, мы придумываем всевозможные способы для разнообразия своих занятий и других видов деятельности, используем различные дидактические игры, упражнения, загадки, пословицы, направленные на правильное произношение звуков, на формирование речи детей.

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно, последовательно излагать свои мысли.

Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс: ее появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда. Однако и этого недостаточно. Важно чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью, как основным способом общения со сверстниками и взрослыми.

Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура), лексическую, грамматический строй, связную речь. У детей 6-7 лет недостатки в произношении встречаются редко, лишь в отдельных случаях. Некоторые дети продолжают неправильно произносить шипящие, сонорные, свистящие звуки, реже твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. С такими детьми индивидуально занимаются и воспитатели и учитель-логопед.

Взрослый всегда поправляет ребенка, давая образец произнесения слова. Кроме того, с детьми у которых обнаруживаются недостатки в умении управлять голосом, изменять темп речи, а также в овладении интонационной выразительностью, педагог организует дополнительные занятия для развития речевого слуха и внимания.

Родители — самые близкие для ребенка люди, которые ответственны за его судьбу. Они в силах способствовать успешной коррекционной работе, совершая чудеса, и могут ей противодействовать, считая ее необязательной и излишней. В детях родители пытаются реализовать свои мечты, хотят их видеть если не лучшими, то одним из лучших. Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача сходит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возрастания. Овладение связными формами высказываний – сложный и длительный процесс. Обучая ребенка рассказыванию, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки, рассказы). Пересказывая сказки с несложным сюжетом у ребенка вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так дошкольник подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

Учить детей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого. Повторяя слово или предложение: «Жили-были дед и …» — «баба». Затем можно переходить к пересказу по вопросам: «Кого встретил колобок? Какую песенку он ему спел?…» и т.д. После того, как ребенок овладел пересказом сказки можно предложить пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец таких рассказов – лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей. А помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища – театр мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка развивают желание передать свои впечатления в рассказе. Подводятся дети и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно высказываться по содержанию картины.

Например: Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например, из детского журнала (вроде «Веселых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите дошкольнику восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

Очень любят ребята рассматривать игрушки. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассматривать игрушку. Первые вопросы должны быть направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям можно предложить сравнить две игрушки. Овладел дошкольник описанием отдельных игрушек – переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому.

И не беда, если ребенок сначала просто перескажет ваш рассказ – он упражняется в рассказывании Постепенно уводите ребенка от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

Например: выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли  по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения. По-очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей – до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию. Дети шести и семи лет вполне подготовлены к этому виду речевой деятельности: усложняется их мыслительная деятельность, возрастает произвольность, целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логическому аргументированному комбинированию представлений, образов.

Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству с которым они встретятся в школе.

А теперь поговорим о формировании навыков звукового анализа слов у детей старшего дошкольного возраста. Что же такое звуковой анализ? И почему эти навыки должны быть сформированы к началу школьного обучения? Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность звуков его составляющих. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный»… В дальнейшем, при обучении как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако, уже в ходе записывания происходит синтез, то есть сочетание звуковых элементов в единое целое. Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован не до конца то дети будут писать с ошибками, например: вместо страна – сана, тана или др.

К 6 годам ребенок в состоянии овладеть основами грамоты: познакомиться со всеми буквами алфавита и знать их, проводить звуковой анализ слов, анализировать предложения и составлять их; читать по слогам и целыми словами несложные тексты. Если ребенок не владеет всем перечисленным, с ним следует позаниматься дополнительно. Дети этого возраста особенно тяготеют к графической стороне языка, буквенной символике и чтению. Поэтому педагогу или родителю очень легко, просто использовать эту высокую восприимчивость к графическому изображению слов и обучить чтению детей. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будут продолжаться в школьные годы и на протяжении всей жизни.

Звуковой синтез лежит в основе процесса чтения прочитать слово – значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. При нарушении синтеза ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. К примеру, на вопрос взрослого «какое слово получится, если соединить звуки К, О, Р, М?» Ребенок отвечает РОМА. Большинство детей логопедической группы без коррекционной работы «правильно» читать и писать не научатся, т.к. у них нарушения речевого развития.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятия тем более испытывает трудности звукового анализа. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Для чтения детей, у которых сохранились речевое нарушения, характерны:

— трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих — шипящих, твердых — мягких, звонких — глухих (каска-кашка, помощь, помочь, жевать-зевать);

— искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправился, операция вместо операционная, вынула вместо вытянула);

— грамматические ошибки (лодку перевернулась с двумя друзьям);

— побуквенное чтение (К,А,Ш,А);

— нарушение понимания прочитанного;

— слишком медленный темп чтения;

— «угадывающее чтение».

Фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизводить их в устной речи, а звуковой анализ – способность различать то же самое, но чтобы воспроизводить их на письме.

Я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми, чтобы вы смогли всегда помочь своему ребенку, если возникнут трудности.

Все, что мы говорим, читаем, пишем – речь.

Речь бывает: устная и письменная.

Состоит наша речь из предложений.

Что такое предложения? (слова, связанные между собой по смыслу).

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из слогов.

Слоги состоят из звуков.

Какие бывают звуки? (гласные, согласные).

В каждом слове слышим звуки.

Гласные звуки – это звуки, которые умеют петь. Обозначаются они красным цветом.

Согласные звуки – это звуки, которые встречают преграду, когда их произносят. Они бывают мягкие и твердые. Мягкий звук обозначается зеленым цветом. Твердый согласный звук – синим цветом.

Звуки на письме обозначаем буквами. Чем отличаются звуки от букв (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем). Вводя буквы, давайте только печатные образцы.

В процессе формирования навыков звукового анализа у детей с речевыми нарушениями на помощь приходят игры, т.к. для детей дошкольного возраста игра имеет важное значение. Представленные игры и игровые упражнения, которые помогут вашему ребенку в увлекательной форме сформировать и закрепить навыки звукового анализа и синтеза.

Учимся выделять звук:

«Найди общий звук»

Взрослый произносит 3-4 слова, в каждом из которых есть отрабатываемый звук, и спрашивает: какой звук встречается во всех словах?

— чайник, очки, ключи (Ч),

— жаба, лыжи, жук (Ж),

— липа, лес, соль (ЛЬ),

— репа, букварь, крепость (РЬ),

— зима, обезьянка зеркало (ЗЬ),

— стул, лодка, лампа (Л),

Попросите ребенка самого придумать аналогичные задания.

«Найди лишнее слово»

В трех словах этого задания есть общий звук, а в четвертом его нет. Ребенок должен найти это слово.

— Щука плащ, шерсть, клещи.

— Кукла, мяч, чайник чашка.

— Овца, цыпленок, солнце, луна.

— Ножницы кружок, лошадь, жеребенок.

«Собираем пуговки»

Ребенку предлагается придумать слова, содержащие определенный звук. За каждое слово он кладет в бутылочку пуговицу. Когда все пуговицы собраны, бутылочка закрывается завинчивающейся пробкой.

Помимо складывания пуговиц в бутылочку можно собирать пирамидку, нанизывать бусинки на ниточку, выкладывать мозаику.

Игры, помогающие определить место звука в слове:

«Любопытный»

На любой вопрос взрослого ребенок может называть только те слова, которые начинаются со звука Б.

Где был? – на Балконе.

Кого видел? – Бульдога.

Куда собираешься? – в Булочную.

Что будешь покупать? – Баранки.

Куда поедешь? – в Бразилию.

Представляю вам различные игры и игровые пособия по формированию навыков звукового анализа у детей:

1. «Символы звуков» — сигналы трех цветов – зеленый, синий, красный с колокольчиком и без колокольчика.

2. «Звуковая дорожка» — дети находят положение звука в слове и показывают на «дорожке».

3. «Домики звуков» — разграничение звуков по группам: гласные, согласные твердые, согласные мягкие звуки. Каждому звуку свой цвет.

4. «Ребусы» — ребенок называет каждую картинку, двигаясь по стрелке.

5. «Домино» — каждой фишке ребенок подбирает картинку, в названии которой заданное фишкой количество звуков.

Родители давно признаны главными воспитателями своего ребенка.

Предложенные вашему вниманию игры и упражнения вы можете выполнять со своим ребенком дома. Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если учитель-логопед, воспитатели и родители станут взаимодействовать согласованно.