Подружись с карандашом.

Коротченко Анжела Владимировна,

Мелещенко Светлана Яковлевна,

воспитатели МАДОУ д/с № 2

Дети подражают нам во всем, особенно если мы делаем что-то с увлечением. Увидев в нашей руке карандаш или кисть, шариковую ручку или мел, они, затаив дыхание, пытаются понять, что мы делаем, что чувствуем…

Только детям известно, что еще скрыто за их пытливым взглядом. Они хотят попробовать сделать то же самое сами. Они любят делать все так, «как большие» — это закон развития души и духа, и относится к этому надо с пониманием и терпением и подчас проявляя находчивость, чтобы ничего не запрещать, но переключить внимание и интерес на более доступное и привлекательное.

Например, мама пишет письмо или папа работает с чертежом, в дверь позвонили – надо открыть! Воспользовавшись этим. Наблюдательный маленький человек, желая испытать то, что чувствует взрослый, смело берет в руки ручку или карандаш и с чувством «большого» (как папа или мама) начинает делать то, что за минуту до этого делали они. И там же! Разве можно за это наказывать? Наказывать за то, что ребенок хочет быть таким, как мы? Ни в коем случае! Нам нужно проявить мудрость и поговорить с малышом, уважая его чувства. Так мы научим его уважать чувства других людей.

Каждая линия, проведенная самостоятельно – это успех, радость от сознания того, что я могу сам! А вы, взрослые, попробуйте сами провести непрерывную прямую линию от одного края листа до другого. Чем больше лист, тем большую радость и большее чувство свободы вы испытываете. Так и наши дети: они радуются всему новому, настоящему, всему, что делает их взрослее и умнее.

Здесь на помощь приходят обыкновенные цветные карандаши. Обыкновенные, да не совсем. Вы наверняка замечали, что дешевые тонкие цветные карандаши быстро наскучивают малышам: они не выдерживают даже малейшего давления и быстро ломаются, а линии оставляют тонкие, слабые и невыразительные. Знакомясь с материалами для рисования, малыши экспериментируют с ними, ища наиболее прочные и мягкие – те, которые оставляют сочный лед. Поэтому и выбирают фломастеры. Да, фломастеры дают насыщенные линии, их удобно держать в руке, они толще, чем обычный карандаш, и не ломаются. Но у них есть одно серьезное «но» — толщина и тональность линии, оставленной фломастером, не меняются в зависимости от силы нажима на корпус фломастера. Поэтому с помощью фломастера невозможно добиться плавных переходов различных оттенков одного цвета и разных цветов из одного в другой, в результате чего рождается третий цвет.

Всеми этими свойствами обладают современные цветные карандаши. Они достаточно толстые, и маленькая нежная ладонь хорошо ощущает их и крепко держит в руке. Они мягкие, но не ломаются. Но их можно нажимать сильнее и ослаблять нажим – эффект не замедлит сказаться. Возможности у карандашей богатые, а значит богата и палитра впечатлений и переживаний юных художников-экспериментаторов. В процессе раскрашивания или просто рисования цветными карандашами в душе ребенка воцаряется тишина, мысль сосредоточена на внимании, сравнении, гармонии.

Бытует мнение, что рисование – это развлечение, это несерьезно. Но история показывает, что все художники-мыслители. Чем талантливее художник, тем больше он философ. В подтверждение этой мысли приведем слова Огюста Родена: «Искусство создано для того, чтобы человечество помнило, для чего оно живет».

Как бы там ни было, согласитесь: наши дети живут не в самом гармоничном мире, а современные технологии образования не помогают им обрести себя. Но вечные ценности не уходят, и мы нуждаемся в них всегда.

Работа цветными карандашами, как и любое искусство, гармонирует чувства человека, а значит, помогает укреплять или восстанавливать здоровье.

Вы не задумывались, почему все дети рисуют? Почему они начинают делать это раньше, чем говорить? Может быть, потому, что хотят что-то сказать нам? Может быть, потому, что хотят, стремятся что-то в себе преодолеть или порадовать себя и окружающих? Радость – великий дар природы. Давайте учиться вместе с детьми радоваться их новым открытиям и открывать этот мир с новых сторон.

Для маленького человека все происходящее впервые – Радость!

А мы порой так небрежно и легкомысленно судим о его рисунках: «Ужас! На что это похоже? Каляки-маляки!» Или: «Что ты нарисовал?». Одни дети находят что сказать, другие молчат, третьи многозначительно смотрят…

Чтобы разгадать тайну детского рисования, мы, взрослые, обращаемся за разъяснениями к психологам, педагогам, художникам, но почему бы не спросить прямо у детей?

Самое главное, мы должны понять: благодаря творчеству, дети познают себя, освобождаются от плохого и утверждают доброе, прекрасное, решают свои многочисленные и важные проблемы. Будет очень полезно и правильно не ограничивать малышей требованием рисовать только в тетради. Не бойтесь дань чистый белый лист, причем чем больше, тем лучше. Его рука, газа, все тело должны приобрести смелость и навыки свободного, широкого и непрерывного движения рукой. Чем шире диапазон движений по бумаге, тем уверенней, смелее и находчивее будет ребенок. Согласитесь, нарисовать свое дерево, свой домик, своего человечка – это смелое открытие, потому что не по шаблону не по схеме, а таких, каких еще никто и никогда не рисовал. Стремление к новизне и разнообразию помогает приобретать не только навыки, но и опыт – личный опыт труда и эмоциональных переживаний. Что способствует более глубокому и тонкому развитию эмоциональной сферы ребенка.

Одним из первых встает вопрос по рисованию: «Как научить детей правильно держать карандаш?»

Мы советуем с самого раннего возраста (еще до года) давать детям ручки фломастеры, карандаши. Помните: малыш не причинит себе вреда, если он, хотя бы иногда, видит, что и как делают с этими предметами взрослые и впервые возьмет их в руки в возрасте до года.

Если этот момент уже упущен, приучайте ребенка правильно держать карандаш постепенно. Главное – сами побольше рисуйте, пишите, делайте это с увлечением, и малыш понемногу «заразится» вашим делом.

Не советуем приучать маленьких детей рисовать только правой рукой. Пусть они пробуют рисовать и правой и левой рукой, и даже обеими – это принесет только пользу: работа рук напрямую связана с развитием обоих полушарий мозга.

При обучении детей раскрашиванию не настаивайте на обязательном использовании того или иного карандаша по вашему желанию или непременно в пределах контура!

Сверхзадача первых занятий с детьми 3-4 лет состоит в том, чтобы познакомить с карандашом, его свойствами, возможностями, научить держать карандаш, подружить с ним.

В младшем возрасте мы вводим детей в мир творчества, предлагаем им нарисовать свое представление об окружающем мире, постепенно ориентируем в мире цвета, форм, линий. Когда у ребенка пробудится интерес к рисованию. Он сам будет стараться все делать правильно. И вот тут мы должны прийти ребенку на помощь.

Первый способ. Карандаш находится между большим и указательным пальцами, начало карандаша (заточенная часть) опирается на безымянный. Пальцы держат карандаш чуть ниже середины. Работают только два пальца – указательный и большой, они словно толкают друг другу карандаш то вперед, то назад. Локоть, и тыльная сторона ладони прижаты к столу. В таком положении штрихи ложатся на бумагу более организованно, почти не оставляя промежутков между собой. Пальцы держат карандаш свободно, не сдавливая. При изменении силы нажима на карандаш меняется и сила цвета оставленной им линии. Этот способ используют при работе за столом и раскрашивании небольших деталей и форм.

Второй способ. Он применяется при работе за мольбертом и за столом, если приходится раскрашивать более крупные формы или плоскости. Карандаш лежит на столе. Берем его сверху кончиками всех пяти пальцев (четыре с одной стороны и один, большой, с другой). Вся нагрузка ложится на кисть, она равномерно, как маятник часов, скользит с карандашом на бумаге. Штрихи при этом получаются более мягкие, длинные и почти невидимые. Такой способ хорошо использовать при раскрашивании неба, снега, облаков – все то, что ассоциируется с нежным, мягким, прозрачным.

Список литературы:

  1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2, 2002 г.

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2,3 2004 г.

3. Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре»