О чем говорит детский рисунок?

      Ковалева Н.А., воспитатель

Многим родителям хотелось узнать, что происходит во внутреннем мире их крохи, о чем о думает. Помочь в этом может обыкновенный детский рисунок. Рисунки — это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души. Внимательно вглядевшись в детский рисунок можно увидеть то, что малыш не скажет вам даже в самой доверительной беседе.

На что же надо обратить внимание, чтобы правильно все это «прочитать»? Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До 3-х лет — это только черточки, линии и круги. К 4-м годам у картинок появляется замысел. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляет собой «овал с ножками».

Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет, когда человек на рисунке состоит из двух овалов с ручками и ножками. К семи годам дети рисуют человечку шею, волосы, одежду. Все это указывает, что ребенок развивается гармонично.

Предложите ребенку нарисовать портрет семьи. при этом предоставьте ему выбор цветных карандашей и достаточно бумаги. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования.  Когда он закончит работу над семейным портретом, спросите у него кого он нарисовал и чем заняты эти персонажи.

Для того, чтобы правильно прочитать детский рисунок нужно довериться своим впечатлениям. Чтобы точнее определить свои эмоции используйте понятия: » светлый»-«темный», «яркий»- «тусклый», «спокойный» — «тревожный», «агрессивный»- «доброжелательный».

Если вы испытываете трудности при прочтении рисунка, можно найти таких же родителей как вы и обменяться с ними работами малышей. А затем рассказать друг другу о тех ощущениях, которые   вызвал у вас рисунок ребенка.

Не следует, при наличии негативных оценок, делать поспешных выводов лишь по одному -единственному рисунку. Возможно, на момент исполнения рисунка у ребенка было плохое настроение или он был обижен.

Рассматривая рисунок обратите внимание на важные детали:

— члены семьи объединены каким-то общим делом — знак хорошей «погоды в доме»;

— ребенок нарисовал себя отдельно от остальных — «сигнал» о своей изолированности в семье.

— младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя — он «занимает много места в их жизни»;

— на рисунке нет самого маленького художника — «мне нет места» в отношениях между близкими;

Очень важна манера письма:

— частые самоисправления — первый признак тревожности;

-рисунок состоит из отдельных мелких штрихов — малыш как бы опасается провести решительную линию — также признак опаски.

— преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками — возможно, малыш чего-то боится;

— слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка — ребенок склонен к быстрому утомлению, психологически неустойчив;

— линии не доводятся до конца, рисунок размашист, небрежный — его автор импульсивен;

— символы агрессии — большие акцентированные кулаки, устрашающая поза. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

Палитра, которую ребенок использует в своей работе – зеркало его души. Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

— темно-синий — сосредоточенность на внутренних проблемах;

— зеленый — уравновешенность, независимость, упрямство;

— красный — сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;

— желтый — положительные эмоции, оптимизм;

— фиолетовый — фантазия, интуиция;

— черный — подавленность, протест;

— серый — безразличие, отстранённость.