«Развивайте весело»

Мероприятия развлекательного характера способствуют раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков, стимулируют творческую инициативу детей, формируют их ценностные ориентации.

Жизнь современных дошкольников в детском саду предельно насыщена и требует от них больших физических затрат, психологических и интеллектуальных сил.  А ребенку необходимы расслабление, наслаждение интересными ему делами, играми, впечатлениями, имеющими эмоционально положительную окраску.  Чем больше у дошкольников впечатлений, тем шире его интересы, тем он любознательнее. Подробнее…

«Развитие речевого творчества детей посредством игр и игровых упражнений»

Гончаренко Л.И., Колупаева Л.В., воспитатели

В нашей группе уделяется большое внимание коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками. Работая в тесном контакте с учителем-логопедом, мы придумываем всевозможные способы для разнообразия своих занятий и других видов деятельности, используем различные дидактические игры, упражнения, загадки, пословицы, направленные на правильное произношение звуков, на формирование речи детей. Подробнее…

Зимние забавы на свежем воздухе.

Драпак Е.И., Громенко О.В., воспитатели

Тяжело найти ребенка, который не любил бы зиму. Только в эту волшебную пору года можно с удовольствием порезвиться на улице, исследовать сугробы хрустящего снега и весело поиграть в снежки. Но многие родители не знают, чем еще можно развлечь ребенка, и прогулка быстро завершается.

Подробнее…

«Развиваем логическое мышление с ТИКО-конструктором»

Целыковская Ирина Анатольевна,

воспитатель

Чтобы лучше подготовить ребенка к обучению в школе, необходима грамотно подобранная развивающая среда в детском саду. В настоящее время появилась такая инновационная разработка, как ТИКО-конструктор. Это не просто игрушка, а полноценное, трансформируемое, обучающее пособие  для детей дошкольных учреждений и школ. Дети любого возраста могут проходить обучение с этим конструктором. Детали в ТИКО – конструктора соединяются при помощи специальных, шарнирных соединений, они и помогают превращаться плоской фигуре в объёмную.  Многоугольники изготовлены из безопасной, экологически чистой, износостойкой и практичной пластмассы , а самое главное выдерживает многократную сборку-разборку.  Собранные детьми фигуры обладают прочностью, трансформируемостью и при падении с ними ничего не случится.

Разработана программа дополнительного образования  дошкольников и школьников, а так-же программа внеурочной деятельности, включающие в себя занятия с этими конструкторами. ТИКО — конструкторы можно включить в работу учебного процесса с младшими классами, так как конспект уроков у них должны отличаться разнообразием типов заданий.  Рекомендуется задействовать конструктор на уроках математики, геометрии, русского языка, обучения грамоте, окружающего мира, технологии и пр.

При использовании ТИКО-конструктора у детей развивается мелкая моторика, ловкость рук, воображение и фантазия, усидчивость и конечно умение сосредотачиваться на игре. С его помощью дети естественно и легко осваивают важные знания и понятия об окружающем мире, развивается пространственное мышление, а так — же становится наглядным процесс перехода в пространство из плоскости. Ребенку очевиден сам  процесс трансформации развёртки в объемную фигуру. Дети поймут и увидят, какими особенностями обладает пирамида, призма, куб и невероятная фигура додекаэдр, а так – же как устроена каждая фигура.

Наборы ТИКО-конструктора различаются видом и количеством многоугольников: «Школьник», «Фантазер», «Малыш», «Класс», «Арифметика», «Геометрия», «Эрудит», «Грамматика», «Шары», «Архимед», «Шары», «Платоновы тела. И игры». Все эти конструкторы позволяют собрать разнообразные и многочисленные конструкции.

В дошкольном учреждении достаточным будет использование наборов «Класс» и «Геометрия». В ТИКО-конструктор «Класс» входит 71 деталь, из него можно собрать огромное множество игровых и геометрических фигур, для построения и изучения объемных фигур. Например, геометрические объемные фигуры: куб, призма, тетраэдр, пирамида, октаэдр; игровые фигуры: гараж, кукольные города, домик, ракета, мебель и др. ТИКО-конструктор «Геометрия» состоит из 149деталей. Он поможет ребенку  в осязательном освоении геометрии, объемов тел, изучении пространственных геометрических фигур (косоугольники и прямоугольные призмы, большие и малые пирамиды), а так-же их развёрток, изометрических проекций тел на плоскость. И естественно, сложные многогранники – призмы, пирамиды, кубооктаэдр, додекаэдр, тетраэдр, икосаэдр. Воображение и фантазия позволяет собрать больше необычных и интересных фигур.

Роль семьи в воспитании патриота и гражданина.

Громенко О.В., воспитатель.

В гражданско-патриотическом воспитании ребенка огромную роль играет семья. Именно в семье зарождается чувство патриотизма. Это чувство настолько велико, что не может быть выражено несколькими словами. Это не только любовь к Родине, но и к своему дому, к семье, к родной природе. Это гордость за свой народ и его подвиги.

С рождения ребёнок слышит родную речь. Колыбельные матери, первые сказки знакомят малыша с новым, для него миром, вселяют веру, надежду, добро. Сказки волнуют ребёнка, заставляют плакать и смеяться, показывают ему, что трудолюбие, дружба, взаимопомощь важны для человека. Загадки, пословицы, поговорки — это жемчужины народной мудрости, они воспринимаются ребёнком легко, естественно. Но в них юмор, грусть и глубокая любовь к человеку и Родине. Сказки, пословицы, поговорки формируют начала любви к своему народу, к своей стране.

Семья — это маленькая страна. Любовь к Родине начинается с любви в семье к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Вырастая, ребенок трансформирует любовь к семье в любовь к Родине, а ценности, заложенные в семье, формируют у него гражданско-патриотические чувства.  Высказывание Ф. Бекона «Любовь к Родине начинается с семьи» как нельзя лучше характеризует семью, ее важнейшую функцию – воспитание и развитие детей. Семья является ячейкой общества, в семье происходит социализация подрастающего поколения. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Первые уроки гражданственности дети получают в семье, взаимоотношения в семье влияют на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Ребёнок видит, как строятся отношения между родителями и более старшим поколением — бабушек, дедушек. Он непроизвольно принимает эти установки. Неуважение к пожилым людям со стороны родителей пагубно повлияет на формирование его нравственных ценностей и непременно скажется на его отношении к своему Отечеству.

«Лучшее средство привить детям любовь к Отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов», — писал французский философ Шарль Монтескье. Ценности, признанные в семье и усваиваемые ребенком с первых лет, имеют огромное значение для человека в любом возрасте.  Если в семье ребенок не научится с пониманием и любовью относиться к близким, а привыкнет следовать только своим прихотям и желаниям, если он с детства привыкнет только брать, но не научится отдавать, то в этом случае и речи не будет о формировании патриотизма.

Главное в воспитании юного гражданина — достижение душевого единения, нравственной связи родителей с ребенком. А для этого необходимо находить время для общения. В наше время, когда поток информации, получаемой ребёнком извне, трудно проконтролировать, приобретает наибольшее значение родительский авторитет, поэтому главным фактором успешного воспитания гражданина и патриота в семье является гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые окружают ребёнка.

 Если вы хотите воспитать ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите плохо о стране, в которой живете.

Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков и вас самих, из которых они и вы вышли с честью.

Вместе запишите свои воспоминания, воспоминания старших членов семьи. Составьте генеалогическое древо своей семьи, собирайте семейные фотографии, документы, реликвии. Создайте музей семьи, своего рода, где найдётся почётное место медалям деда и прадеда, и изумительному рукоделию прабабушки, и грамотам папы или мамы за успехи в спорте или учёбе.

  Знакомьте своего ребенка с памятниками и историческими местами родного города и России. Посещайте их! Создайте фотоальбом «Мой родной город», «Мои любимые места в городе Белгород».

  В выходной день сходите с ребенком в музей, театр или на выставку. Чем раньше и регулярней вы будете это делать, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и в юности.

 Смотрите с детьми передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой вы живёте. Позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.

Патриотизм — важное моральное качество, которое проявляется в любви к малой Родине и к стране в целом. Без патриотизма человек не будет уважать Родину, общество и своих близких людей.  От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране.

Спустя десять — двадцать лет сегодняшние дети вырастут и станут руководителями школ, предприятий. От того, как они будут воспитаны, зависит – какой будет наша страна. Поэтому сегодня мы должны воспитать патриотов, Граждан России с большой буквы!

О чем говорит детский рисунок?

      Ковалева Н.А., воспитатель

Многим родителям хотелось узнать, что происходит во внутреннем мире их крохи, о чем о думает. Помочь в этом может обыкновенный детский рисунок. Рисунки — это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души. Внимательно вглядевшись в детский рисунок можно увидеть то, что малыш не скажет вам даже в самой доверительной беседе.

На что же надо обратить внимание, чтобы правильно все это «прочитать»? Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До 3-х лет — это только черточки, линии и круги. К 4-м годам у картинок появляется замысел. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляет собой «овал с ножками».

Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет, когда человек на рисунке состоит из двух овалов с ручками и ножками. К семи годам дети рисуют человечку шею, волосы, одежду. Все это указывает, что ребенок развивается гармонично.

Предложите ребенку нарисовать портрет семьи. при этом предоставьте ему выбор цветных карандашей и достаточно бумаги. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования.  Когда он закончит работу над семейным портретом, спросите у него кого он нарисовал и чем заняты эти персонажи.

Для того, чтобы правильно прочитать детский рисунок нужно довериться своим впечатлениям. Чтобы точнее определить свои эмоции используйте понятия: » светлый»-«темный», «яркий»- «тусклый», «спокойный» — «тревожный», «агрессивный»- «доброжелательный».

Если вы испытываете трудности при прочтении рисунка, можно найти таких же родителей как вы и обменяться с ними работами малышей. А затем рассказать друг другу о тех ощущениях, которые   вызвал у вас рисунок ребенка.

Не следует, при наличии негативных оценок, делать поспешных выводов лишь по одному -единственному рисунку. Возможно, на момент исполнения рисунка у ребенка было плохое настроение или он был обижен.

Рассматривая рисунок обратите внимание на важные детали:

— члены семьи объединены каким-то общим делом — знак хорошей «погоды в доме»;

— ребенок нарисовал себя отдельно от остальных — «сигнал» о своей изолированности в семье.

— младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя — он «занимает много места в их жизни»;

— на рисунке нет самого маленького художника — «мне нет места» в отношениях между близкими;

Очень важна манера письма:

— частые самоисправления — первый признак тревожности;

-рисунок состоит из отдельных мелких штрихов — малыш как бы опасается провести решительную линию — также признак опаски.

— преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками — возможно, малыш чего-то боится;

— слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка — ребенок склонен к быстрому утомлению, психологически неустойчив;

— линии не доводятся до конца, рисунок размашист, небрежный — его автор импульсивен;

— символы агрессии — большие акцентированные кулаки, устрашающая поза. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

Палитра, которую ребенок использует в своей работе – зеркало его души. Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

— темно-синий — сосредоточенность на внутренних проблемах;

— зеленый — уравновешенность, независимость, упрямство;

— красный — сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;

— желтый — положительные эмоции, оптимизм;

— фиолетовый — фантазия, интуиция;

— черный — подавленность, протест;

— серый — безразличие, отстранённость.

Адаптация ребенка к ДОУ.

Головкова О.Н., воспитатель

Адаптация к детскому саду — важный период для каждого ребенка. Это не только процесс привыкания к новой обстановке, к новому режиму дня, к новым отношениям, но и выработка новых умений и навыков. Ведут себя дети в этот период по-разному: одни плачут, другие отказываются общаться с детьми и воспитателем, третьи реагируют достаточно спокойно и дружелюбно.

Выделяют три фазы адаптации:

1. Острая фаза, или период дезадаптации — в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут появляться упрямство, капризы и даже грубость.

2. Собственно адаптация — в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.

3. Фаза компенсации — дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в детский сад. Ускоряется темп развития психологических процессов.

Период адаптации может длиться от одной двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин: от возраста, состояния здоровья, от особенностей нервной системы и т.п.

Следует помнить, что после длительных перерывов (например, после летних каникул) ребенок проходит процесс адаптации заново. Чтобы сделать этот период менее болезненным, важно уделять ребенку в это время особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Рекомендации родителям

Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками.

Желательно обучить ребенка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.

Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.

Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитателем. Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем, отправляя ребенка в детский сад делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, он найдет новых друзей, научится чему-то новому. Дайте ребенку с собой его любимую игрушку, вызывающую у него теплые чувства и ассоциирующуюся с домом.       

 Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о состоянии и самочувствии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Не забудьте предупредить, если у него есть какие-то привычки или непереносимость отдельных продуктов, аллергия. Проявляйте доброжелательный интерес к его занятиям и успехам.

  Одна из самых распространенных проблем — утреннее расставание с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после ухода родителя ребенок успокаивается. Договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

   По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в детский сад, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, старайтесь в выходные дни уделить ему внимание больше. Взаимоотношения станут более теплыми, если вам есть что рассказать друг другу.

Значение книги в развитии ребенка.

Драпак Е.И., воспитатель

     Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтобы расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.

Именно родители впервые знакомят ребёнка с книгой, читая потешки, сказки: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок» и др.

     Читать нужно вместе с ребенком: берите книгу, садитесь рядом и читайте. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения: где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество.

   Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве, рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию, творчество.

    Считается, что читать не любят именно те дети, в семьях которых не было традиции чтения вслух. Плохо так же, когда ребенка заставляют читать в раннем детстве, ожидают от него больших успехов, это может отбить охоту у ребенка к чтению. Не отказывайте ребенку, когда он просит послушать, как он сам читает.

     Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.

      Ребенок сидит на коленях у мамы или папы (или рядом с родителем, прижавшись к нему) во время чтения книги, у него создается ощущение близости, защищенности и безопасности. Создается единое пространство, чувство сопричастности. Такие моменты имеют сильное влияние на формирование комфортного ощущения мира.

     Когда родители читают то, что интересно ребенку и готовы обсуждать с ним значимые для него темы, стремятся как можно лучше понять его взгляды, у ребенка формируется представление о себе как о значимой личности, чьи потребности и интересы важны (так как им уделяют внимание такие важные люди — родители).

     Книга влияет на нравственные идеалы ребенка, формируя его ценности. Герои книг совершают различные поступки, переживают разные жизненные ситуации, созвучные с миром ребенка или неизвестные ему. На примерах ситуаций, в которые попадают герои книг, ребенок учится понимать, что такое добро и зло, дружба и предательство, сочувствие, долг, честь. И задача родителей помочь увидеть отражение этих ценностей в жизни ребенка.

     Книга — это и средство переживаний, болезненных или пугающих ребенка, с которыми не всегда есть возможность совладать в привычной ситуации. Ребенок совместно с героем переживает его неудачи и победы, преодолевает страхи и трудности на пути к поставленной цели. Тем самым,  освобождаясь от своих собственных страхов и негативных переживаний. Именно поэтому ребенок может много раз перечитывать какой-то сюжет (или книгу целиком), если это созвучно его жизненной ситуации. Ребенок еще и еще раз переживает то, с чем он пока не может справиться в реальности.

     Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (как дружить, как добиваться цели, как решать конфликты), которые могут быть эффективны в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением, кто и что вынес для себя, что понравилось, что было близко, напугало, позабавило. Родители могут помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного с его собственной жизнью.

Как правило, в семьях, где родители часто и много читают детям, существует гармоничная, доброжелательная атмосфера. Чтение книг родителями своему ребенку можно рассматривать как показатель благополучной семьи.

Когда нужно обращаться к логопеду?

Букалова Ольга Александровна – учитель-логопед

В норме дети к пяти годам должны овладеть речью, т.е. говорить развернутыми предложениями, использовать все части речи, грамматически правильно оформлять свои высказывания, правильно произносить все звуки речи, составлять связный рассказ объемом до 5-6 предложений.

До 6 лет возможны отдельные ошибки при согласовании числительных с прилагательными и существительными. Однако, как правило, у большого количества детей имеются те или иные нарушения речевого развития. Подробнее…